У бессмертных не должно быть понятия морали, исходя из маггловской философии..

Фраза есть переложение тезиса "бессмертное существо не имеет морали". В изначальном варианте не ясны начальные аргументы: мораль есть продукт общественного сознания, существо должно себя осознавать членом общества, иметь представление о смерти, обладать способностью бесконечной выживаемости. то есть утверждающему необходимо представить общество, в котором есть выявленные бессмертные существа, в обществе должна быть принята какая-то общественная мораль. анализируя любую из этих составных частей можно смело приводить оба высказывания, поскольку ни одного бессмертного и тем более общества их в реальной жизни нет.
Поскольку среди магглов бессмертные обнаружены только среди простейших - микробы, медуза - то о какой-либо высокоорганизованной форме жизни с признаками интеллекта ведут диспуты приверженцы специфических мировоззренческих систем: как правило, религиозных. Малохольные с глубоким убеждением рассуждают о том, чего никогда не видели, о местах, где никогда не бывали. есть даже служащие, которые взимают плату. В их умственных построениях перечисляются различные создания и твари, вроде ангелов, демонов и различных человекоподобных образов. Более скептически настроенные магглы, опираясь на здравый разум и практику, исследуют тему бессмертия исключительно философски - умозрительно - приводят доводы, подкрепленные научными исследованиями с экспериментами и анализами.

Я упростил задачу, ограничив утверждение маггловским обществом из поттерианы. В каноне предложены спорные решения: все бессмертные из гуманоидов умерщвляются, прочие представлены как не гуманоиды (портреты, привидения, инферналы, дементоры..). Волд аморален с точки зрения человечества, ради человечества фламели "как бы засыпают". Самостоятельная нравственность бессмертных не представлена, или, в случае волда, есть жестока и беспринципна: персонаж следует опустошающему смыслу жизни, поставил осуждаемую обществом цель. "Нет добра и зла, есть только сила, и те, кто слишком слабы, чтобы противиться ей.." (Квирелл. ГПиФК гл17)
"Когда морализируют добрые, они вызывают отвращение; когда морализируют злые, они вызывают страх." (Ницше)

"Мерлиновы штаны"
Первое правило, которое себе назначил робинзон крузо, оказавшись на необитаемом острове, не ходить голым. обсуждая понятие мораль, разумеется следует иметь в виду мораль по отношению к людям. Среди бессмертных какие могут быть условности? Их так мало, что необитаемый остров покажется перенаселенным.

Мерлиновы штаны! Онтологии этики - чуть ли не центральная тема в европейской философии ххвека. Хорошо еще, что речь зашла о бессмертных существах. Кто бы написал им свод моральных законов? Кого они посчитают достаточно авторитетным? Чтобы поднять такую тему, необходимо взмыть над суетой, над нашей вселенной; встать, по крайней мере, им равным, чтобы охватить их проблемы и задачи. среди нас такие столпы есть? "Поднимите мне веки - не вижу!"

"Мораль есть исторически сложившаяся и признанная обществом совокупность правил и норм поведения людей, регулирующих их отношения друг к другу, к разным социальным группам, обществу в целом и поддерживаемых личным убеждением (совестью) и силой общественного мнения." ("Этика" Дедюлина М.А.)

О морали, добродетели люди треплются с тех самых пор, как научились писать. "Бытие ведь есть, а ничто не есть" (Парменид). Сохранились труды античных авторов, до них во всю трудились шумеры, ассирийцы, египтяне, после них тырящие у всех понемногу иудеи. Отчего-то именно от воров по Европе распространилась самая популярная иудео-христианская этика, наделившая несуществующее существо абсолютным правом морального судилища: "кто не со мной, тот против меня", "верующий в меня имеет жизнь вечную... перешел от смерти в жизнь" (Ин. 6,47; 5,24). Самым известным циником, отделившим мораль от религии, оказался Иммануил Кант. за эту доблесть проповедники морали прокляли его навечно. За Кантом последовали полки философов - материалистов и автор книги "антихристианин" Фридрих Ницше.

Все законы вводились богами для людей, авторитет законов держался на абсолютной его непогрешимости. "Существуют целые религии - порождения моральных сил, сосредоточены на единственной проблеме добра и зла. (Монотеистические, религия Зороастра) В религии Зороастра даже природа видится сквозь призму этической жизни. Всеобщий, вечный, нерушимый порядок управляет миром и определяет все события: движение солнца, рост растений, направление облаков. все поддерживается не только физ/силами, но и силой добра. Мир стал сценой великой моральной драмы, в которой природа, человек должны играть свои роли. Поскольку только посредством свободы, самостоятельного решения человек может вступить в связь с божественным, то он (не) становится союзником верховного божества. Выбор между двумя образами жизни остается за индивиуумом. Человек сам вершит свою судьбу. он ответственнен за моральный выбор, совершает поступки, и, следовательно, несет за них ответственность." (Э.Кссирер. "Эссе о человеке) Первобытная мифология разрушается и преодолевается новой, чисто этической силой. этическая цель заменила магическую. Вся жизнь человека становится непрерывной борьбой во имя справедливости, триада "добрые мысли, добрые слова, добрые поступки" занимает ведущую роль в этой борьбе.

Все писаные и неписаные законы обосновывались божественной волей и откровением богов - закон Моисея у иудеохристиан, законы Ману у индусов, Заратустры у персов, Ликурга и греков, Нумы у римлян. Все они считались божественным установлением и были санкционированы прорицателями, знающими волю богов. Во всех случаях высшим источником авторитета и порядка для человека является само божество. И поскольку это божество устанавливало и обосновывало права и законы для человека, то, естественно, оно считалось также защитником всех прав и судей, мстящим за их нарушение. Эта идея всегда имела величайшее воспитательное значение для человечества. (Отто Пфлейдерер "Религия и религии") Для самих божеств никаких законов не было. до нас дошли летописи их героических поступков, залитые кровью жертв. волдеморты правили миром, взимали дань, мечтали о вечном. они были законом. "Слово Темного Лорда - закон." (Снейп)

Эволюция человека происходит на всем протяжении его существования. изменчивость является основой образования новых признаков в строении и функциях организмов, а у бессмертных какие стимулы? Естественный отбор в процессе борьбы за существование устраняет организмы, не приспосабливающиеся к условиям жизни - бессмертному не грозит ни эволюция, ни отбор, наследственность не закрепляет изменения. С тех пор, как человек выделился из животного мира, биологическая эволюция перестала иметь решающее значение, чуть ли не прекратилась вообще, отдав пальму лидерства социальной эволюции. поэтому можно говорить о ведущей роли культуры в эволюции homo sapiens: появилось направление науки социобиология с теорией генно-культурной коэволюции с предположением, что человек наследует моральные чувства по биологическим каналам. в мировоззрении развивается направление трансгуманизм, согласно которому человеку по силам менять свое строение с целью бесконечного продления жизни.

"Жизнеспособность животного инстинктивно непроизвольна. жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личное усилие. Простейшей исходной формой этого усилия является свободное подчинение общечеловеческим нравственным запретам, а зрелой и развитой - работа по определению смысла жизни, по созданию и поддержанию известного целостного представления о желанном, должном и ценном, которое достоверно для данной конкретной личности и одушевляет, ожитворяет ее в начальной значимой "сверхзадачи".
Смысл жизни по сути своей сверхпрагматичен и сверхсоциален: он связан с вопросом "ради чего жить", а не утилитарной тематикой самосохранения и успеха в обществе. поиски смысла жизни можно определить как процесс расширяющейся морально-практической ориентации личности. все начинается с простейших нравственных альтернатив, с определения того, чего "здесь и теперь" категорически нельзя делать. добровольно возлагая на себя запреты, человек определяет пространство возможных, желательных и значимых для него призваний." (см. "Введение в философию" Фролов И.Т.)

Проточеловек был слаб, нищ и голоден. но в мечтах всемогущ, бессмертен и счастлив. Его фантазия материализовывалась в истуканов, пляски у костра и кандалы. Танцор смотрел глазами всемогущества на все становящееся и движущееся, на вечно несовершенную жизнь и видел ее недостатки исправленными, а ее брожения завершенными. моральный закон рождался в головах, поддерживался мифическим всемогуществом, оправдывал жертвоприношения. "да приидет царствие твое; да будет воля твоя и на земле, как на небе."

Когда же изможденный от продолжительных свистоплясок человек осознал, что бог все лишь истукан, а барабан порвался, возникли новые представления о всемогуществе: бессмертные боги переселились на землю, трансформировавшись в вампиров, гиперборейцев, гендальфов, волдемортов и нео. Бог умер. Обозначивший притязания на власть бессмертный столкнулся с отвыкшим от властной руки, но привыкшим к танцам народом. Законы начали писать гуманоиды, претендуя на равноправие с бессмертными. Магглы и грязнокровки пишут законы поведения для бессмертных колдунов! Не удивительно, что вспыхнули очаги пожаров, разгорелись восстания. Свергнутые с небес грозятся вернуться, устроив "второе пришествие", наказав потерявших страх людишек. "Некогда дух был богом, потом стал человеком, а ныне становится он даже чернью." (Ницше "Так говорил заратустра")

Из абсолюта моральный закон перешел в относительность. Нравственный закон во мне.. Люди между собой руководствуются законами, устоявшимися в данном племени, принятыми на голосовании и поддерживаемыми системой воспитания и воздействия. Сила привитых убеждений такова, что за них отдельные смертные отдают (свою) жизнь, принуждая и бессмертных жить по необычным правилам. Прими или уйди! Каковы должны быть убеждения у бессмертного, чтобы ради них рисковать своим существованием, конечность которого они и осознать-то не могут? Нет таких. Бессмертные беспринципны. "Страх создал богов". "Нет добра и зла, есть только сила," - Квиреллу пришло понимание вместе с наездником.

Какие законы у тех, кто ушел в недостижимые области? Какие свидетельства покажутся достоверными для оставшихся одиноких притаившихся бессмертных, чтобы они приняли их за собственные? В поттериане человекоподобные бессмертные слишком скрытны, чтобы взять интервью. Выжженый замок, пустой вокзал и девиз на могильниках: "Да падет последний враг - смерть!" Обыватели возомнили себя венцом вселенной, заговорив о долголетии; нет временных рамок существования, но есть пределы возможностей, выраженные девизом: "Поступай с другими так, как хочешь чтобы поступали с тобой".

В поттериане действуют бессмертные. Количество их неизвестно, страшно близки они к народу. Невозможно отличить бессмертного от долгожителя или простого обывателя. Даже привидения для обывателя обычны и не вызывают столбняка. А есть еще инферналы, сфинксы, дементоры, портреты.. Общество разношерстно и разноцветно. Все они принимают правила игры, назначенные средой обитания и природой: "Если кто-то берет палку, то другие начинают работать." Разум находит стимулы и дополнительные следствия из своих поступков. между собой бессмертные руководствуются своими правилами, которые на смертных (людей в том числе) не распространяются. У вампиров свой кодекс чести, у привидений тоже. вампиру необходимо сожрать человека ради удовлетворения потребности; для портрета смерть человека означает рождение нового соплеменника.

Законы морали вырабатываются от продолжительного совместного проживания, и бессмертные ничем не выделяются из серой массы. Где скрывался 500 лет Фламель? Чем занимаются волшебники, изготовившие себе крестражи? Один из них по имени Том Реддл, взявший после преображения прозвище Волан-де-Морт, решил совершить политическую революцию. Поскольку он бессмертный, небожитель, которому все подвластно, то поступал так, как и полагается бессмертному. Но судили о его поступках с точки зрения обычной, обывательской морали. Общественный договор, закрепленный законом "статус секретности" сформировал резервацию для волшебников, в которой спокойно жили колдуны и применяли свои природные качества. Попытки ввести поправку по происхождению вызвали отторжение.
"Жития некоторых святых я люблю читать с конца - в этом случае обретаешь веру, что кое-кто может стать снова человеком. (Станислав Ежи-лец)

Попытка приплести христианские мотивы будут неудачны, как бы не хотелось боговерам, поскольку христианство полностью земная религия и среди нас нету носителей неземных представлений. по христианству бессмертна душа, а не человек. христиане ждут второго пришествия, после которого человеки чудесным образом воскреснут во плоти без уточнения, откуда плоть возмется. по исламу мне встречалось утверждение, что аллах воссоздаст мусульман по копчику - непортящейся косточке.
Зато мистика в жизни Волан-де-Морта выражается во многом: война со смертью, пророчества, линия судьбы, коннект с тьмой, с "многоголовым чудовищем" Темных Искусств, подверженность всевозможным сакральным смыслам, символам, знакам и числам, крестраж-змея (змея - символ его родства со Слизерином), выбор предметов для крестражей и мест их хранения, зловещие легенды о знаменитых артефактах.. Мистические наклонности - это целое мироощущение, способ существования..- такова стихия Лорда Волан-де-Морта. Но и это в целом ошибочное представление. Война со смертью не мистична, а естественна и научна: бессмертия достиг не только Волд, но и некоторые неназванные волшебники (о которых Дамб говорит "..по моим сведениям"); есть проверенная "очень древняя магия"; имеется "Эликсир жизни".
Темные Искусства есть один из способов творения магических заклинаний - сугубо прагматичный подход для увеличения прибыли, окружаемый волшебниками таинственностью и молвой.
Змеиный символизм настолько же мистичен, как кроличий или кошачий: некоторым детишкам нравятся хомячки, другим - дракончики. никакой магии в этом нет - обычные субъективные симпатии, окружаемые родителями "священным" трепетом. У
Волда это еще и фамильный герб, как корона на банке с пивом.
Зловещие легенды и мифы служат извлечению максимальной прибыли из информации или какого-либо ремесла; ограничению любопытства и доступа простачков к знаниям; оправданию собственных поступков/высокомерия/бездействия действием неведомых космических сил или явлений; попытка покрыть туманом собственное невежество по задаваемым детьми/покупателями вопросам.
Пророчества никому не известны, покрыты пылью, к ним обратились только по делу Поттера. Место им на страницах "Придиры" - журнале о несуществующих животных и предметах, а не в отапливаемом заброшенном хранилище под министерством. Их давно пора выбросить, а место освободить под крестражи.
"Творите о себе мифы - боги начинали именно так".

@темы: Рассуждение, ГПбезБИ, Религия