"Знание немногих принципов возмещает незнание многих фактов." (© Гельвеций)
С волшебством персонажи сталкиваются с обложки первой книжки: философский камень. Он превращает предметы в золото, но почему-то хозяин не увеличивает благосостояние волшебной цивилизации и свое заодно. Об ограничениях его действия никакой речи нет, кроме предубеждения перед массовым применением. О Гэмпе нет ни слуху, ни духу. Лишь в последней книжке ГПиДС, когда подростки-волшебники отправляются в бега, для того, чтобы им жизнь не показалась "малиной", упоминается мифический Гэмп. "Еда — это одно из пяти принципиальных исключений из закона элементарных трансфигураций Гэмпа" (Гермиона в походе. ГПиДС гл15) Ограничения появились при погружении в самостоятельную жизнь - они предусмотрены, но не объявлены полностью - деньги и прочие необходимые вещи для непринужденной жизни.
читать дальше Чтобы восстановить или приблизиться к изначальному содержанию не прозвучавшего закона, то есть фактически вывести его заново, прямо говоря, выполнить работу ученого по заданию писательницы, нужно смоделировать ситуацию, которую приписали мифическому Гэмпу. Как-будто бы Роулинг обратилась к пытливому сообществу с просьбой помочь ей академическим языком произнести то, на что она могла бы сослаться, ограничивая область применения волшебства. Перед нами два условия: необходимо ограничить возможности волшебства в поттериане; вписать методы исследования в изучаемую дисциплину Трансфигурация. Первое связано с требованием внесения человеческого (субъективного) фактора в естественный мир, окружающий волшебников, с тем чтобы обосновать привалирующее значение любви и чего-то еще такого, на что обычно ссылаются женщины, типа слез. Второе ограничение диктуется узкими рамками жанра школьного романа: подростки учатся науке побеждать, обитая в волшебном замке.
Ро хотелось бы, чтобы волшебники были как все люди и испытывали привычные читателю проблемы: Уизли бедны, Невилл голоден, Дамб одинок.. и вместе с тем они волшебники: делают из воздуха цветы, из кружки мышку, из Драко - хорька. Трансфигурацию изучают с первого курса, это "самый сложный и опасный вид колдовства", но ни одного закона не прозвучало. Парадокс? Дисциплина, которую преподавали титаны Дамблдор и МакГонаголл, не подкреплена теорией - примеры и явления есть, а законов нет. В поттериане не удалось создать теоретический баланс между всемогущим волшебством и простой окружающей природой. Жизнь якобы нельзя создать, но МакГонаголл "превратила стол в свинью и обратно"; еду нельзя создать, но "во 2-й книге МакГонаголл сотворила для Гарри и Рона бутерброды и тыквенный сок у себя в кабинете" и т.д.. Снабжение провизией повстанцев в последней книжке - "это единственное, чего комната по каким-то причинам не делает": Выручай-ка в замке с рабами не тырит с кухни и склада продукты - договор на поставки не подписан? С одной стороны как бы всемогущая магия, с другой - естественная природа с законом сохранения и сложившиеся культурные предубеждения.
Возникают не только сомнения в существовании закона, но и опровержения доводов в его оправданности.
Вербальное. Любой маггл, и уж тем более волшебник, может вербально превратить любой предмет во что угодно. Коли так, то, добавив правильные взмахи волшебной палочкой или просто шепнув в сторону, как это сделала Гермиона с Кормаком на тренировке, при определенном старании и навыке все исключения неведомого закона опровергаются бытовой практикой. Пусть через переходную форму.
Второе опровержение - фактическое. При определенном старании и упорстве все исключения неведомого закона опровергаются примерами из канона. Разумеется, для исключений и законов тоже есть исключения, тогда поттериана - сплошное исключение из правил. Пусть деньги подразумеваются гоблинские золотые галеоны, изготовленные с помощью неизвестной магии, тогда для чеканки поддельных понадобится изготовить особую волшебную палочку с сердцевиной из волос, ногтей или сердечной жилы гоблина.
Третье опровержение - "испорченный телефон". Едой, деньгами могут оказаться любые предметы, любовью и жизнью - любое проявление инициативы. А если так, то надуманный закон с исключениями, преподаваемый в Трансфигурации, не действителен даже для писателя вроде Локонса.
Суть известных ограничений к неизвестному закону - культурологическая, исследуемая в гуманитарных науках, что не соответствует естественной магии: еда, деньги, любовь.. Непонятно. Что с этим сделать? Договориться, что как бы надо ввести кое-какие ограничения для магии, типа закона сохранения энергии и представить в удобочитаемом виде по дисциплине Трансфигурация, чтобы преподаватели имели основания важно раздувать щеки и устраивать экзамены. Исключения представить в расплывчатой естественно-научной форме, отказавшись от гуманитарных приличий и вывести сам закон в положительно-утверждающей форме с простыми понятиями. Понятие "еда" преобразуется в энергию, "деньги" - в материю, любовь - в базовые инстинкты, жизнь - формы существования разума, информация - знания и время. С каждым последующим годом обучения формулировка ограничений меняется - от простой к более сложной с интегралами и производными, от арифмантики к высшей матемантике. Это значительно выходит за рамки поттерианы, зато становится ясна суть исследований. Пояснением ограничений может быть утверждение могущества преобразующей силы людей, предел их возможностей. Якобы человек не всемогущ и не может преодолеть некие барьеры по миротворению.
Для примера, закон Гэмпа мог бы звучать следующим образом: "Чтобы многого достичь, надо от многого отказаться". Этой формулировке соответствуют 5 исключений:
1. Еда - старая формулировка для детей 1-ого года обучения. После экзамена СОВ новая формулировка для 6-ого курса Трансфигурации - Энергия.
Академическая формулировка высшего учебного заведения (и после WOMBAT): "Для того, чтобы стало, надо, чтобы было". Закон сохранения энергии.
Пояснение: от еды (энергии) невозможно отказаться, чтобы чего-то достичь
2 Деньги - старая формулировка. Новая после СОВ для 6-ого курса: Материя.
Академическая форма: "Предметы роскоши первой необходимости". Т.к. деньги, туал/бумага, мыло, бриллианты и т.д. - в разных ситуациях в одном пространстве покажутся роскошью, но являются необходимостью в других.
Пояснение: невозможно отказаться от средств (образцов материи) в исследованиях.
3. Любовь - старая форма. Новая: Разум. Живые организмы обладают разумом и преобразующей силой - волей.
"Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно".
Пояснение: от разума вообще невозможно отказаться, чтобы на что-то расчитывать.
4. Жизнь - старая форма, как и новая. Жизнь не прерывается со смертью, эволюция имеет место быть.
"Все можно пережить. Даже смерть."
Пояснение: достигнуть чего-то могут лишь живые, цели ставит живой разум.
5. Информация.
"Завтра сегодня станет вчера" - факт накопления информации и парадокс петель времени, что не значит, что можно вернуться назад. В исключениях не было намека на время вообще.
Пояснение: накопление и развитие информации - основа достижений. "Я есть хочу! Я чуть не половину крови потерял, а получил с тех пор всегонавсего пару поганок!" (Раненый Рон Гермионе. ГПиДС гл15)
"Ешь слизней!" (Рон. ГПиТК)
Во второй книжке/фильме изо рта Рона вылетели пяток-другой улиток без раковины. Причем живые, непереваренные. Каким-то образом Рон своим телом дал жизнь нескольким организмам. Данный факт полностью опровергает закон Гэмпа. Точнее факты, перечисленные за поттериану, не дают никакого повода ученым поттерианы даже принимать в качестве рабочей гипотезы то, что Роулинг обозначила в последней книжке законом. Или после введения закона Рон уже будет выплевывать не слизней, а, скажем, резиновых утят? Придется переделывать сцену. Надеюсь, что в школьной программе волшебного мира колдунов учат наколдовывать еду роновским способом. Кстати, а Драко змею наколдовал. Живую.
читать дальше
Какую тактику изберет Роулинг для своих правок? Оставит слизней или откажется от теоретика Гэмпа, превратив его в практика-неудачника, вроде Симуса в школьные годы? Пока что по тем материалам, что были выставлены на Pottermore на 30.10.2012, змее Драко и слизням Рона ничто не угрожает.
Роулинг, претворяя сюжет последней книжки, нарушает хронотоп поттерианы - из сказки произведение становится романом жанра фэнтези - разом всем тварям запрещено баловаться природой отпущенным даром - магией. Вымысел уступает место описаниям брутальной реальности - голодному существованию, борьбе за выживание.. И это она делает неосознанно, неумышленно. Волшебники умели создавать жизни: Рон - слизней, гриб; Драко - змею; Фадж - мышку; МакГонаголл - свинью; Олливандер - птичек, цветы и целый фонтан вина впридачу; Джинни, Гермиона - птичек. Оставался маленький шажок - создание гуманоида - носителя разума. Без взмаха палочкой, но сотней слов из рукописного блокнота, Волд выращивает гомункулуса запланированного возраста с закладываемыми представлениями: Том Реддл методом разумного замысла производит Чубакабру.
В последней книжке от всего многообразия видов творения Роулинг отказывается. Введены некие законы, ограничивающие области применения магии. Разрешить принципиальную разницу между вымыслом и реальностью, способностями волшебников и миром магглов, Роулинг не смогла. Отсюда ляпы разделения миров, вынужденные законы магии, опровергаемые примерами из текстов. Всем авторам перед началом создания произведения рекомендуют рисовать карты и создавать внутренние языки и держаться правил до конца. У Роулинг по факту получились 7 разрозненных произведений, кое- как скрепленных общим замыслом утверждения привалирования любви над прочими духовными ценностями. После осознания ошибки каяться перед читателями, что совершила подлог - сменила жанр произведения в творческом порыве - Роулинг не привыкла.