Об этой ошибке предупреждают всех авторов: в любовных романах не должно быть философии, а в развлекательной литературе - формул. Роулинг смешала жанр сказки с нравоучительной прозой - в результате к произведению предъявляются несоответствующие требования - из областей философии и социологии: не каждому критику понравится выделение волшебства в отдельный мир и колдовство как основа деятельности. Ну и не читали бы, но вместо этого пытаются и остальным запретить чтение детской сказки. Потому что, не дай бох, читатели (дети) колдовать на молитвах начнут или наиистеннейшие догматы под сомнение ставить, ведь искусство смешения жанров - обосновывать мораль сказками - придумали за три тысячи лет до Роулинг. Миры перемешались, захлестнувшись во временных петлях.

В этом плане забавляет устраиваемая по поттериане конференция в Сент-Эндрюсском Университете англо-язычных литературоведов. Это как изучать теорию и практику шахмат по партиям Остапа Бендера в деревне Васюки: "великий комбинатор удивился бы, если узнал, что играл одновременно 18 Испанских партий плюс 12 Защит Филидора." Таково уж назначение художественной литературы - привлечь максимальное внимание и получить максимальную прибыль без обязательного утверждения какой-либо истины. Для одних сказка стала индикатором глупости, для других показателем излишней серьезности. А между тем цивилизация впала в детство: сказки и комиксы приносят баснословный доход, институты привлекают к себе внимание, устраивая по ним конференции.
«Мы не можем уйти от того факта, что Гарри Поттер – это основной повествовательный опыт целого поколения – детей, которые в буквальном смысле выросли вместе с ним», – подчеркивает один из организаторов профессор Джон Патрик Паздзера. Исследователи намерены поделиться с участниками конференции докладами по темам, затронутым в книгах Роулинг, в числе которых идолопоклонство, влияние произведений толкиена и льюиса кэролла, осознание жителями туманного Альбиона собственной аутентичности и др.
Старейший институт Шотландии пользуется своим фиктивным родством с событиями сказки по признаку местоположения, чтобы привлечь потенциальных абитуриентов из числа поттероманов; благодаря популярной сказке английские подростки задумываются над своей аутентичностью и суеверии. В институте им придется узнать, что реальность значительно прозаичнее и не похожа на сказку. У российской молодежи сказочные персонажи для осознания своей аутентичности не менее колоритны: Иван-царевич или дурак, Василиса-прекрасная или премудрая, баба Яга.., но профессорам пока не приходит в голову делать на липовом родстве рекламу для высших учебных заведений. Российские гуманитарные вузы тоже отслеживают направления передовой сказочно-научной мысли, заглядывая вглубь эпохи . Какое из двух исследований более научно: организованное по принципу местоположения или преемственности? Будут ли упомянуты конкретные недочеты? Без проверки на фальсифицируемость - верификации - нет никакой науки, даже гуманитарной. Учат ли этому будущих сказочников? Или так и оставляют гуманоидов в сказочно-воодушевленном состоянии? Тоже, своего рода, наука: духовное окормление масс.

Конечно же литературу (свою и чужую) нужно изучать, исследовать силу ее воздействия, отыскивая формулу любви. Читателям очередной раз предоставляется возможность насладиться искусством смешения вымысла с былью. Для подготовленного разума волшебство - еще одно приключение.

"Опасно. Не входи. Убъет." (предупреждение для магглов в районе Хогвардса)

ПС. Благодарю за ссылки и переводы Аctani и Titania.

@темы: Реальность, ГПбезБИ